Николаева Е.Ю,учитель начальных классов и ОПК МАОУ СОШ № 6 г-к Анапа

Внеклассное мероприятие по теме "Праздник Светлой Пасхи"

20 апреля 2016

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Николаева Елена Юрьевна

Дата проведения

28.04.2016 г.

Место работы

МАОУ  СОШ № 6

Должность

Учитель начальных классов

 

Общая информация

Внеурочная деятельность

Курс  «Основы православной культуры»

УМК

А.В. Бородина  «Основы православной культуры» Издательство «Экзамен»,2013

Тема занятия

Праздник Светлой Пасхи

Цель, задачи

Формирование положительной мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа и уважении к ним; формирование представлений о православном празднике «Пасха».

Необходимое оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор,  фортепиано

Дидактическое обеспечение

 дидактические карточки для работы в пар для викторины, презентация

 

Планируемые результаты  урока

·         личностные

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация  к обучению; соотнесение с нормой; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

·         предметные

Имеют представление о понятии «Пасха», как  празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.

·         метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Познавательные УУД:

получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать  предметы.

 

Извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД:

получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников;умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию;  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД:

участвуют в коллективном обсуждении  вопросов занятия;

умение работать в паре; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самоконтроль, устный индивидуальный и  фронтальный опрос, тест-викторина

 

Литература и Интернет-ресурсы

Дополнительная

Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.- М.: Благотворительный фонд «Покровъ», 2010.4-е издание.-240 с.

Интернет-ресурсы

http://pedsovet.su/load/140-1-0-32006.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/41621.html

http://luntiki.ru/blog/chtenie/696.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие «Праздник Светлой  Пасхи»

 

 

Ведущий 1. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной. Потому что она посвящена народному празднику – Пасхе! Кто-нибудь знает, когда в этом году будет праздноваться Пасха?  (слайд 1)

Ведущий 2.

Пасха наступила,

Радость охватила.

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес.

Поздравляем с лаской,

С богоносной Пасхой –

Праздником прекрасным,

Чудом из чудес. (слайд 2)

Дети и родители подпевают песню «Пасху радостно встречаем». (слайд 3)

  1. Пасху радостно встречаем
    И поем: "Христос воскрес!"
    Мы все дружно отвечаем:
    "Он воистину воскрес!"

Припев 2 раза:

"Он воскрес! Он воскрес!" -
Вторят нам луга и лес.

  1. Чередой проходят годы
    И под куполом небес
    Воспевают все народы:
    "Он воистину воскрес!"

Припев 2 раза:

"Он воскрес! Он воскрес!" -
Вторят нам луга и лес.

  1. Всюду радость и объятья
    Брат, сестра - Христос воскрес!
    Ад расторгнут, смерть бессильна -
    Он воистину воскрес!

Припев 2 раза:

"Он воскрес! Он воскрес!" -
Вторят нам луга и лес.

Конкурс 1. Собрать пазлы. (слайд 4) На пасху принято дарить подарки, а вот что это за подарки узнаете, если правильно соберете картинки. Какая команда соберет картинки первой и назовет их,  та и победила.

Ведущий 1. В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно. Этот звон зовется пасхальный благовест. А сейчас послушайте стихотворение С. Есенина, которое было написано под впечатлением праздничного колокольного звона. Оно так и называется «Пасхальный благовест».

Ученик 1. (слайд 5)

С. Есенин «Пасхальный благовест»

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулось солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

Звучит колокольный звон. (слайд 6)

Ведущий 2 (под колокольный звон)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

(А. Майков)

Конкурс 2. Эстафета «Змейка». Перед вами стоят 3 кегли. Каждый из вас будет катить свое яйцо по «лабиринту» из кегель. Чья команда быстрее и лучше прокатит яйцо между кегель, не задев их, получит жетоны. (слайд 7)

Ведущий 1.  Праздник пасхи богат обрядами и обычаями. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть» и «веселиться» красно солнышко. Дети же обращались к солнцу с помощью закличек.

Ученик 2. (слайд 8)

Закличка

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!

Ведущий 2.  Со святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы и игры. Давайте и мы встанем в хоровод.

Дети и родители водят хоровод под музыку. (слайд 9)

Ведущий 1.  Верба, не давшая еще листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай – вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной. А маленьких ребятишек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми». (слайд 10)

Конкурс 3. Эстафета с яйцом на ложке. Участники команд должны с яйцом в ложке (ложку держат во рту) добраться до фишки, обойти её и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Какая команда быстрее пройдет эстафету, та и победила (получает жетоны). (слайд 11)

Ведущий 2.  На Пасху сложились такие поверья и приметы: (слайд 12)

  1. На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.
  2. На Пасху дождь – к урожаю.
  3. На Пасху гром – к урожаю.
  4. На Пасху бросать или лить что-то в окно нельзя – Христос под окнами ходит.

А вот еще какое поверье: первое крашеное яичко, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара. Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ жизни, чистой, светлой, символ надежды. На Пасху люди обмениваются яичками, чтобы все худое, плохое, под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое красивое. У пасхальных яиц символична даже раскраска: красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой за нас крови. Рассказывают, что красить яйца люди стали подражая Марии Магдалине - ученице Христа. Однажды она пришла на прием к императору, а в те времена полагалось, приходя на прием, приносить какой-нибудь подарок, Мария принесла в подарок яйцо и, протянув его императору, сказала: «Христос Воскресе!». Император удивился: «Как это возможно? Да скорее это яйцо станет красным, чем кто-нибудь воскреснет». И тут, на глазах изумленного императора, яйцо стало менять свой цвет, а Мария стала рассказывать о Господе Иисусе Христе. С тех пор и появился этот обычай – дарить на Пасху крашеные яйца.

Ведущий 1. Ребята, а вы знали, что каждое пасхальное яйцо имеет своё имя? (слайды 13-16)

Крашенки – красили варёные яйца и съедали. Способ окраски яиц при помощи луковой шелухи или современным красителем. Окрашивали одним цветом. Крапанки. Яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячим воском (например, с помощью горящей свечи). Теперь яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился. Эту процедуру можно повторить ещё раз, чтобы получить разноцветные пятна. Начинать красить лучше со светлых цветов. Например, желтый - оранжевый - красный. Если первые капли воска нанести на некрашеное яйцо, пятнышки будут белыми. Воск затем аккуратно соскабливается. Писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Для рисунка используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Эти яйца хранили целый год, как оберег. Яйчата – яйца изготавливают из дерева, фарфора, бисера, глины, стекла и так далее. Самыми красивыми и дорогими можно по праву назвать оригинальные пасхальные Яйца Фаберже. Яйчата как и другие разновидности пасхальных яиц изготавливают или покупают для украшения пасхального стола или в подарок знакомым, близким и родным.

Конкурс 4. Раскрашиваем пасхальное яичко. А сейчас вы командой должны раскрасить яйцо. Какая команда аккуратно, красиво и быстро раскрасит яйцо та и победила. (получает жетон) (слайд 17)

Ведущий 2.  А сейчас приглашаем вас поиграть в пасхальную игру «Катание яиц».

Конкурс 5. Катание яиц. Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. У кого яйцо укатится дальше, тот и победил. (слайд 18)

Ведущий 1.

Конкурс 6. Пасхальная викторина. За правильные ответы команда получает жетоны. (слайд 19)

- Что делают на Пасху в России? (Пасху празднуют всегда в воскресенье. И название этого дня недели в русском языке напоминает нам о том, что именно в воскресенье воскрес Иисус Христос. На Пасху в России красят яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Яйца красят по разному, в зависимости от рисунка их называют крашенки, драпанки, писанки. На Пасху пекут вкусные куличи и пасхи. А потом их относят вместе с крашенными яйцами в церковь и угощают ими друг друга. На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе". Любимой пасхальной игрой является "чокание" яйцами друг с другом. Надо ударить тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснет.)

- Посмотрите внимательно на эти рисунки. Какие предметы подсказывают нам, что эти открытки нужно дарить именно на Пасху? (Свечи, крашенные яйца, пасха, куличи, "ХВ")

Ведущий 2.  Молодцы, справились с заданиями!

Воскрес Христос – Спаситель мира,

Врач Вечный наших душ, телес.

Он ждет Россию в покаянье

И для того опять воскрес.

Он ждет всех нас в селеньях райских,

Средь вечных, как и сам, чудес.

Весь мир поет: «Христос воскресе!»,

А мы: «Воистину воскрес!». (слайд 20)

На этом наш праздник подошел к концу. Давайте, посмотрим какая же команда оказалась проворнее и смекалистее, подсчитайте количество ваших жетонов. Спасибо всем за участие! (слайд 21-22)

Оставить комментарий: